Пирамида автоматизации действий

Сейчас информация распространяется очень быстро и любой более-менее стоящий прием или методика сразу становятся широко известными. Поэтому, часто, можно встретить людей, которые уже знакомы с изучаемой темой. Нередко от них получаешь реплику: «Да пробовали это — не помогает!». Одна из наиболее вероятных причин для подобного рода возражений — недостаточный уровень освоения необходимых навыков. Правильно ответить на озвученное возражение помогает пирамида степени автоматизации действий, упоминание о которой можно найти во многих источниках, например, в книге Александра Горбачева Тайм-менеджмент. Время Руководителя: 24+2.

Суть этой пирамиды заключается в понимании процесса обучения, как в повышении степени автоматизма выполняемых действий:

  1. Знания
  2. Умения
  3. Навыки
  4. Привычки

Степени отличаются друг от друга легкостью и скоростью выполнения действий. Наиболее эффективно можно выполнять действие, которое отработано до уровня привычки. Но выработка привычки происходит последовательно в несколько этапов. Переход на следующий этап происходит путем преодоления вопросов, которые возникают у обучающегося.

Знания.

Основание пирамиды. Обучение начинается с того, что мы сначала усваиваем какой-то объем информации: есть понимание предмета в общих чертах, но нет никаких практических навыков. Начать применять полученные знания без чужого опыта очень сложно, поэтому потребность человека, который находится на этом уровне, можно кратко охарактеризовать: «Примеры в студию!».

Умения.

По мере изучения примеров мы переходим к выполнению практических заданий. На данном этапе от нас требуется большая концентрация внимания — нет уверенности в правильности действий, часто обращаемся к теории, ошибаемся, долго ищем ошибки. Постепенно любопытство берет верх, и мы начинаем примерять новые умения к нашим задачам, поэтому для человека, который находится на этом уровне пирамиды, характерны вопросы: «Как сделать в этом случае? А в этом?». Но даже, после получения исчерпывающих ответов на свои вопросы, он говорит: «Нет. Все равно — сложно!» или «Нет! У меня другая ситуация».

Навыки.

Выполнение действий происходит достаточно легко и относительно быстро, поскольку все ошибки были совершены на предыдущем этапе. Но, поскольку навык новый, нет уверенности, что именно он поможет решить поставленную задачу, поэтому, если возникают любые сложности, то человек старается использовать уже «проверенные» навыки, а применение нового навыка откладывается до «лучших времен». Характерные реплики: «Сначала мы пытались использовать навык X, но после того, как поняли, что отстаем от графика, мы решили от него отказаться», «Мне не выделят время на применение навыка X», «Я бы с радостью, но начальник (заказчик) мне не разрешит».

Привычки.

Вершина пирамиды. Навыки, которые мы постоянно используем, входят в привычку. Только привычки не вызывают у нас вопросов — делать это или нет. Единственный вопрос, который может задать человек на этом уровне: «А что? Разве может быть по-другому?» Неважно — полезная привычка или нет — по-другому человек поступить просто не может.

Теперь услышав слова: «Да пробовали — не помогает!» спросите: «Почему?» и по ответу собеседника будет понятно на каком этапе он остановился. А уж от уровня пирамиды зависит Ваша аргументация на данное возражение.

Оставить ответ